План профориентационной работы МКОУ «СОШ №3»г.Поворино на 2019-2020 учебный год

План

профориентационной работы

МКОУ  «СОШ №3»г.Поворино

на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Задачей современной школы становится подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, формирование у них качеств, обеспечивающих успешность личностного, профессионального и карьерного роста. Несмотря на многочисленные научно-методические разработки по данной проблеме, практические пути еѐ решения зависят от конкретных условий каждой школы и требуют от педагогов творческого подхода.

Современная жизнь трактует, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданин общества, умеющий адаптироваться ко всем жизненно важным ситуациям. Только лишь разобравшись в своих потребностях и осознав личные возможности, можно приступить к знакомству с миром профессий. В современном мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Найти среди них свою не так просто. И начинать этот поиск приходится со школьной скамьи.

Сегодня огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда

Цель

  • Способствуя определению сферы своей будущей профессиональной деятельности, познакомить учащихся с типами профессий и оказать профориентационную поддержку

Задачи:

  • формировать положительное отношение к труду;
  • учить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • учить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • учить анализировать свои  возможности  и  способности, (формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
  • повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
  • выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.

1.Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
  • Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
  • Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

2.Основные формы работы

Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям.

3 .Профконсультация

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии

3. Направления работы.

Организационно-информационная деятельность

-работа координаторов по профориентационной работе с учащимися;

-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Профориентационные мероприятия с обучающимися

-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

-анкетирование;

-организация и проведение экскурсий;

-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Профориентационная деятельность с родителями

-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися);

-лектории для родителей;

-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

-анкетирование родителей учащихся;

-привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, общественных ученических организаций;

-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

-избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов

сентябрь

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов.

август-сентябрь

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп.

2. Профориентационные мероприятия с обучающимися

-Выявление выбора предпочтений обучающихся предметных курсов

Обучающиеся 9 классов    сентябрьЗам. директора по УВР

-Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах   обучающиеся 1-9 классовсентябрь  зам. директора по ВР

-Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессияхОбучающиеся 1-9классовв течение года

Ответственный за профориентацию, учителя-предметники

Организация уроков по курсу «Мир профессий»Обучающиеся 9 классов

в течение года

-Организация и проведение классных часов по профориентации

Обучающиеся 1-9 классовв течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководител

-Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях)Обучающиеся 1-9 классов

«Будем жить» - ноябрь;

краеведческие чтения – декабрь;и др. в течение годаучителя-предметники, зам. директора по ВР

-Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование медиатекиОбучающиеся 1-9 классовв течение годабиблиотекарь

-Организация экскурсий на предприятияОбучающиеся 1-9 классовв течение годаклассные руководители

-Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.Обучающиеся 1-9 классовв течение годаклассные руководители

-Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образованияОбучающиеся 8-9 классов в течение год   классные руководители

3. Профориентационная деятельность с родителями

-Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора элективных курсов по учебным предметамРодителя обучающихся 9 классовсентябрьАдминистрация,  классные руководители

-Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования.

Родителя обучающихся 1-9 классовв течение года  Администрация, классные руководители

-Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования

Родителя обучающихся 1-9 классовв течение года

Администрация, , классные руководители, учителя-предметники

-Родительские собрания в 9 классах по подготовке к ОГЭ

Родители обучающихся 9 классовв течение годаКлассные руководители

-Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации.

Родители обучающихся1-9 классов Классные руководители

 Примерная тематика классных часов.

1-4 классы.

1 .Мир моих интересов

2. Профессии наших родителей.

3. Путь в профессию начинается в школе.

4. Моя мечта о будущей профессии.

5 .Труд на радость себе и людям

5-7 классы.

1. Мир профессий. Человек и техника. Встреча с начальником ж/д

2. Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия на предприятия города

3. Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи.

4. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Экскурсия в салон «Каприз» Парикмахер. Визажист. Конкурс.

5. Мир профессий. На страже закона. Встреча с работниками городского суда.

6. Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку

7Мир профессий. Зеленое богатство. Экскурсия в леспромхоз.

8 .Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.

8-9 классы.

1Познай самого себя. Беседа, тестирование.

2Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.

3Профориентация и медицинская профконсультация.

4Мотивы выбора профессии.

5Психологические характеристики профессий.

6Встреча с выпускниками школы. «Они учились в нашей школе»

7Встреча с выпускниками школы –учителями.

8Профессии с большой перспективой.

9Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10Сотвори свое будущее. Проект

11 .Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Знакомство с периодической печатью и литературой.

Общешкольные мероприятия

Январь

Конкурс социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России»5-9классные руководители

Встречи с родителями – представителями разных профессий.1-9Классные руководители

Экскурсии на предприятия города1-9Классные руководители

 

Приложение 1

 

 

 плана

о профориентационной деятельности на 2020 год

           Название муниципального образования:МКОУ « СОШ №3»г.Поворино

             Ответственное лицо за профориентационную деятельность

(Земцова И.А., заместитель директора по ВР, 8-906-67-99-930, zemczowa.irina2018@yandex.ru    ):

№ п/п

Название  мероприятия

Содержание мероприятия

Цели, задачи

Сроки исполнения

Ожидаемые результаты

Категория участников

1

Профессии моих родителей

Профориентационные классные часы

Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

 Создать положительную мотивацию выбора профессии.

 

В течение года

Осознанный выбор продолжения образования

8-11

2

Профессии моих родителей - Кем быть?

Экскурсии

расширение представления учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности

В течение года

Профессиональное самоопределение старшеклас

сников

9-11

3

Дни открытых дверей

Посещение учебных заведений

дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

активизировать самопознание.

 

В течение года

Умение разбираться в содержании профессиональной деятельности

9-11

4

Индивидуальные профессиональные консультации.

- Основы выбора профессии - Мое профессиональное самоопределение - Технология профессиональной карьеры

Повышение практической готовности: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

В течение года

Умение анализировать свои возможности и способности

9-11

5

Профессиональные деловые игры

-

Мой выбор - Угадай профессию - День выпускника - Мои жизненные планы, перспективы и возможности

Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору: сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование

В течение года

Умение разбираться в содержании профессиональной деятельности

5-11

6

Родительские собрания и круглые столы

Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования - Круглый стол «Выбираем свой путь» - Анализ рынка труда и востребованных профессий в регионе

Конкретизировать у родителей представления о роли семьи в профессиональном самоопределении подростка в свете современных веяний на рынке труда.

В течение года

Усиление роли профессионального воспитания

1-11

7

Подросток и профессия

Сотрудничество со школьной и городской библиотекой

Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения,

В течение года

Осознанный выбор продолжения образования

5-11

8

Организация работы предметных кружков

Мои жизненные планы, перспективы и возможности

Решение актуальных вопросов профессионального самоопределения учащихся 9 класса в свете реалий времени.

В течение года

Выбор профессии с учетом востребова

тельности на рынке труда

1-11

9

Элективные курсы, направленные на усиление профориентационной работы с учащимися

Профвыбор

осознание своих желаний и возможностей;

исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

 

В течение года

Формирование мотивов осознанного целенаправленного выбора будущей профессии

7-11

10

Тренинги профессиональной направленности

- Учись управлять собой - Оцени сам себя

ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

знакомство с особенностями современного рынка труда;

 

В течение года

Сформированность у учащихся  уверенности социальной  значимости труда

8-11

11

Групповые профессиональные консультации

Профессиональные пробы - составление профессиограмм и психограмм профессий - портфолио - заполнение профориентационной карты

создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;

В течение года

Усиление роли профессионального воспитания

9-11

12

Интегрированные уроки по обществознанию

- Мои профессиональные качества - Личность и профессия - Профессиональная пригодность - Потребности современного общества в профессиональных кадрах

формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве,

 

 

9-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Форма отчета о профориентационной деятельности в 2019 году

  1. Название, дата и место проведения мероприятия.
  2. Краткое содержание.
  3. Какие цели были достигнуты в ходе мероприятия.
  4. Категория участников.
  5. Количество участников.
  6. Оценка содержания мероприятия.
  7. Ссылки на электронные ресурсы-публикации о мероприятии.
  8. Находки и положительные моменты в организации и проведении мероприятия.
  9. Ссылки из официального сайта администрации муниципального района на планы профориентационной деятельности за 2019 и 2020 годы, отчет о профориентационной деятельности за 2019 год.
  10. Ссылки на интернет-источники, содержащие планы профориентационной деятельности на уровне образовательных учреждений.