Безопасное путешествие в страну Интернет

 (интегрированное занятие для учащихся младших классов)

Цель занятия: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета.

Задачи занятия:

1) Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети интернет:

ü получение интересной и полезной информации;

ü общение и коммуникация;

ü возможности для обучения;

ü игровая деятельность;

2) Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети интернет:

ü проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение

ü компьютера, потеря данных;

ü агрессивное общение и оскорбления от других пользователей;

ü встреча с людьми, с которыми дети познакомились в интернете;

ü предоставление личной информации в интернете;

ü обман и мошенничество.

3) Усвоение детьми правил безопасного использования интернета.

4) Повышение уровня осведомленности о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в интернете.

5) Формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети интернет.

6) Формирование системы действий и способов совладания при столкновении с неприятными и опасными ситуациями.

Формат проведения: школьное занятие, классный час

Форма занятия: смешанное (интегрированное занятие)

Количество детей: ограничено вместительностью кабинета

Требования к помещению для проведения занятия:

ü Помещение должно быть технически подготовлено к проведению презентации, оборудовано компьютером, проектором и экраном.

ü Помещение должно быть просторным для того, чтобы разместить всех участников занятия.

ü В помещении должно быть достаточно стульев для всех участников.

ü Помещение должно соответствовать общепринятым санитарно-гигиеническим и физиологическим нормам (требования к освещению, температуре и др.), быть комфортным, защищенным от шума, звонков, вибрации, разнообразных посторонних запахов (краски, пищи) и других неблагоприятных, отвлекающих факторов.

 

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор,экран, электронный носитель с презентацией занятия (флеш-карта,диск), листовка с правилами поведения в Интернете в стихах (раздаетсядетям после проведения занятия), нетбуки для работы в парах.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня, чтобысовершить путешествие в интересный и захватывающий мир Интернета! Кто-нибудьиз вас в нем уже бывал? Поднимите руки! (Посчитать, сколько детей вклассе пользуется Интернетом.) А вы знаете, что такое Интернет?

Выслушать ответы 2-3 детей.

Представление героев и цели занятия: демонстрируется слайд с героями урока Интернешкой и щенком Митясиком. Представлены изображения героев с краткой характеристикой и описанием.

Ведущий: Лучше разобраться в том, что происходит в Интернете,узнать, что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного, помогут нам наши герои – Интернешка и Митясик! Надеюсь, они смогут стать вашими добрыми друзьями!

Нашим гидом по стране Интернет будет Интернешка, который родился и прожил всю жизнь в Интернете. Он все-всепро него знает. А так как он очень добрый, веселый и верный товарищ,то всегда готов прийти на помощь своему другу Митясику и всем нам.

Митясик – щенок, он стал пользоваться Интернетом совсем недавно,когда родители подарили ему компьютер. Митясику все интересно, ноон пока еще не очень хорошо разбирается в Интернете, поэтому емунужен помощник, чтобы не попадать в неприятные ситуации.

Демонстрируется слайд с Интернешкой, который читает стихи о

возможностях и положительных сторонах интернета.

Ведущий: Ребята, а как, по-вашему, для чего нужен Интернет? Что внем есть интересного и полезного?

Выслушать ответы 2-3 детей.

Ведущий: Совершенно верно, в Интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться. И, конечно, Интернешка расскажетсвоему другу Митясику о том, сколько всего полезного, важного и интересного есть в Интернете! (Плакат с картой страны Интернет)

Интернешка:

Где найти подругу Олю?

Прочитать, что было в школе?

И узнать про все на свете?

Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!

Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети.

Ведущий: Первая наша экскурсия по Поисковой системе. Демонстрируются слайды со скриншотами порталов с полезным ибезопасным контентом.

Ведущий: Ребята, вот сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить. Здесь много разной полезной и интересной информации(www.omlet.ru,www.lukoshko.net,http://www.classmag.ru,http://otlichnyk.ru).

Демонстрируется слайд с Интернешкой, который читает стихи о

поисковой системе.

Ведущий: Ребята, все эти и другие сайты можно найти с помощьюпоисковой системы. Кто уже пользовался поиском в Интернете? Что выискали?А как пользоваться поисковиками? Какие поисковые системы вы знаете?

Выслушать ответы 2-3 детей.

Ведущий: А теперь послушаем, что Интернешка рассказал Митясику.

Интернешка:

Как не сбиться нам с пути?

Где и что в сети найти?

Нам поможет непременно

Поисковая система.

Ей задай любой вопрос,

Все, что интересно, –

Вмиг ответ она найдет

И покажет честно.

В Интернете, в Интернете

Пруд пруди всего на свете!

Здесь мы можем поучиться,

Быстро текст перевести,

А в онлайн-библиотеке

Книжку нужную найти!

Демонстрируется слайд с рассказом о Митясике и общении на расстоянии.

Ведущий: Отправимся теперь на станцию ОБЩЕНИЕ. Однажды друзья Митясика поехали проведать своих дальних родственников, Митясик очень расстроился, так как знал, что будеточень скучать без своих друзей... И рассказал о своей беде Интернешке.

Что же ему ответил Интернешка?

Интернешка:

Расстояния Интернету

Совершенно не страшны.

За секунду он доставит

Сообщенье хоть с Луны.

Не печалься, если вдруг

Далеко уехал друг.

Подключаешь Интернет –

Расстояния больше нет!

Электронное письмо

Вмиг домчится до него.

Ну, а видеозвонок

Сократит разлуки срок.

Демонстрируется слайд с видеороликом «Безопасный интернет –детям!» (http://youtu.be/qQzG9sPt3aM) - Автор видеоролика – лауреат конкурса социальной рекламы «Безопасный интернет – детям» «Видеостудия Мозга.ру».

Ведущий: Но не все так гладко и хорошо бывает в этой мировой паутине! Давайте посмотрим, что там может случиться! (Ведущий демонстрирует видеоролик.)

Описание сюжета: маленький мальчик самостоятельно знакомитсяс Интернетом и неожиданно для себя сталкивается с грубостью, жестокостью и неприятной информацией. Он в растерянности, но напомощь приходят родители.

Ведущий: В Интернете может быть интересно и безопасно. Но дляэтого нужно знать несколько главных правил. И сегодня на уроке мыпознакомимся с ними. Они научат нас делать так, чтобы в Интернете снами ничего плохого не случилось!

Интернешка:

Мы хотим, чтоб Интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать семь правил этих –

Смело плавай в Интернете!

Демонстрируется слайд с рассказом о Митясике и подарке для мамы.

Ведущий: Но вот на нашем пути возникло болото МОШЕННИЧЕСТВА. Митясик много времени проводит в Интернете и с ним постоянно случаются разные истории. Послушайте одну из них.

Перед Днем рождения своей мамы Митясик никак не мог придумать,что же ей подарить. Он набрал фразу «подарок для мамы» в поисковикеи увидел много интересных сайтов, предлагающих подарки, которыеможно оплатить с телефона. Митясик решил отправить смс-ку!

Он сразу же это сделал и очень радовался своей находчивости. Ноникакого подарка не получил, а на его телефоне закончились все деньги, и он не мог никому позвонить! Расстроенный Митясик обратился запомощью к Интернешке.

Интернешка:

Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Обещают все на свете

Подарить бесплатно детям:

Телефон, щенка, айпод

И поездку на курорт.

Их условия не сложны:

SMS отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь.

Если рвутся предложить,

То обманом может быть.

Ведущий: Да, грустно, что Митясика обманули. Но зато и мы с вами,и Митясик теперь знаем, что надо быть очень осторожными. А что же сподарком для мамы Митясика? Не волнуйтесь, все закончилось хорошо. Интернешка помог Митясику с помощью графической программынарисовать красивую картинку, куда они вставили мамину фотографию. Они распечатали рисунок на принтере и повесили в красивойрамке на стену. Мама была очень рада!

Демонстрируется слайд с рассказом о Митясике и непослушномкомпьютере, в который проникли вирусы.

Ведущий: За болотом появилась огромная свалка ВИРУСОВ.

Однажды Митясик делал домашнее задание. Для этого ему надо былоразыскать несколько стихотворений и выучить их. Он решил быстронайти их в Интернете, переходя по ссылкам с одного сайта на другой. Ивдруг что-то начало происходить с компьютером! Компьютер абсолютно перестал слушаться Митясика. Щенок растерялся и обратился за помощью к Интернешке. Интернешка помог Митясику, установив двеволшебные программы: антивирус и родительский контроль. Это такиепрограммы, которые мешают вирусам и плохой информации проникатьв ваш компьютер.

Интернешка:

Вдруг из щели между строк

Вылезает червячoк.

Безобидный он на вид,

Но в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус – мастер маскировки!

Не хочу попасть в беду,

Антивирус заведу!

Ведущий: Ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и поиграем!

Игра «Три лица»

Цель игры: эмоциональная разрядка, снятие напряжения.

Ведущий: Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы отгадали, какое выражение лица я показываю.

Далее ведущий показывает по очереди три различных эмоции:

ярость, печаль, радость.

Ведущий: Какое выражение лица я пытался (-ась) вам показать? Верно, свирепое лицо. Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмемкулаки – покажем свирепое лицо. Такое лицо бывает у нас, когда насобижают.

А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жестынам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль? Такое лицобывает у нас, когда нас обманывают.

Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо – счастливое. Для этогодавайте все широко улыбнемся и прижмём руки к сердцу. Такое лицобывает у нас, когда мы общаемся со своими близкими людьми и любимыми друзьями.

Давайте попробуем еще раз: свирепое, печальное, счастливое.

Теперь разделитесь на пары и встаньте со своими товарищами спинак спине. Выберите одно из трех лиц, которое мы показывали. Когда ядосчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться друг к другу ипоказать выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы,не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер.

Готовы? Раз, два, три...

Демонстрируется слайд с рассказом о Митясике и Мальтийской болонке.

Ведущий: Мы отлично справились и победили вирусы. И теперь перед нами огромный континент ЗНАКОМСТВА, на котором стоит крепость ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ.

Митясик очень общительный и хочет, чтобы у него было много друзей. Однажды он завел себе профиль в сети «Пес-Коннект»,где рассказал о своих увлечениях и что ищет себе друзей, и стал ждатьписем. И вот какое письмо он получил! Давайте я вам его прочитаю.

«Привет, Митясик. Я Большая Белая и Пушистая Мальтийская болонка. У меня совсем мало друзей, поэтому я очень хочу познакомитьсяи подружиться с тобой. Пришли мне, пожалуйста, свой адрес и номершколы, в которой ты учишься. Я очень хочу посмотреть на тебя, поэтому пришли мне еще свою фотографию и фотографию своей семьи. Снаилучшими пожеланиями, твой новый друг – Мальтийская болонка».

Как вы думаете, ребята, как надо Митясику отвечать на это письмо?

Что может с ним случиться, если он исполнит все просьбы Мальтийской болонки?

Выслушать 2-3 ответа ребят.

Ведущий: А давайте спросим Интернешку.

Интернешка:

В Интернете, как и в мире,

Есть и добрые, и злые.

Полон разных он людей,

Есть и гений, и злодей.

По портрету не поймешь,

От кого слезу прольешь.

Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И чужим не сообщай.

Демонстрируется слайд с продолжением рассказа о Митясике иМальтийской болонке.

Ведущий: Сейчас я вам расскажу продолжение истории про Митясика и Мальтийскую болонку.

Митясик отправил Мальтийской болонке письмо и все, что она егопросила. В ответ болонка начала посылать ему письма, где Митясиканазывала глупым псом, комком шерсти и т. д. Также Мальтийская болонка стала использовать фотографию Митясика, представляясь от егоимени и знакомясь с другими собаками, и обижать их. Митясик оченьрасстроился и попросил Интернешку помочь ему.

Интернешка помог Митясику: он переслал грубые письма администратору сайта, который блокирует адрес Мальтийской болонки, и Митясик больше не получал плохих писем.

Какое же правило на этот раз нам расскажет Интернешка?

Интернешка:

В Интернете злые «тролли»

Появляются порой.

Эти злюки-задаваки

Могут довести до драки.

Им дразнить людей прикольно,

Несмотря, что это больно.

Только полный их «игнор»

«Тролля» охладит задор.

Сам же вежлив оставайся,

В «тролля» ты не превращайся!

Демонстрируется слайд с видеороликом «История одного знакомства».

Ведущий: Ребята, нужно не только не давать информацию о себе чужим людям, но и не встречаться с незнакомцами. Давайте посмотримоб этом короткий мультфильм (http://youtu.be/z33JK6mPzOc) - Автор видеоролика – участник конкурса социальной рекламы «Безопасный интернет – детям» Александр Малофеев.

Описание сюжета: девочка переписывается с человеком, с которымпознакомилась в интернете. Она представляет себе собеседника романтическим героем, влюбляется в него и соглашается на встречу.

Придя на свидание, она видит, что ее знакомый совсем не похож нато, каким она его себе представляла. Сердце девочки разбито, онаплачет.

Ведущий: Какое правило про эту ситуацию расскажет нам Интернешка?

Интернешка:

Как всем детям интересно

Поиграть с друзьями вместе,

В Интернете тоже можно,

Нужно быть лишь осторожным.

И с чужими не играть,

В гости их к себе не звать

И самим не приходить –

Я прошу вас не забыть.

Демонстрируется слайд с Интернешкой, который читает правило онегативном контенте.

Ведущий: Мы с вами вышли к проливу ФИЛЬТРОВ. Через него может пройти только проверенная информация.

Ребята, а было у вас такое, что вы ищете что-то нужное вИнтернете, а на компьютере появляется совсем не то? А как вы думаете, что надо делать, чтобы этого не случилось?

Выслушать ответы детей.

Ведущий: Давайте спросим у Интернешки!

Интернешка:

В интернете сайты есть –

Невозможно глаз отвесть.

Там и игры, и мультфильмы,

И учеба, и кино,

Только вдруг ты там находишь

Иногда совсем не то...

Чтобы не перепугаться

И потом не огорчаться,

Надо фильтр поискать

И компьютер подковать!

Ты родителям скажи:

Фильтры тут всегда нужны!

За помощью к взрослым (Правило 7).

Демонстрируется слайд с Интернешкой, который читает Правило 7в стихах о том, что в сложных ситуациях необходимо обращаться квзрослым за помощью.

Ведущий: Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, иливас кто-то обижает, или вы отправили SMS на незнакомый номер?

(Выслушать ответы 3-4 детей.)

Да, правильно! Вы должны обратиться к БЛАГОРОДНЫМ РЫЦАРЯМ - вашим родителям или учителям! Они могут взять в помощь себе и вам разные компьютерныепрограммы, которые решат проблему и защитят от неприятностей! Интернешка все про это знает!

Интернешка:

Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно –

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Есть проблемы в Интернете?

Вместе взрослые и дети

Могут все решить всегда

Без особого труда.

Ведущий: Что же делать, если неприятность все же произошла?

Демонстрируется слайд с Интернешкой, который читает телефонЛинии помощи «Дети онлайн».

Ведущий рассказывает о Линии помощи «Дети онлайн».

Демонстрируются слайды с краткими правилами безопасного поведения в сети.

Ведущий: Мы сегодня узнали много нового и интересного об Интернете, о его возможностях и опасностях, о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы все было хорошо.

Про что эти правила? Сколько их? Какие правила, кто из вас запомнил?

(Дети называют правила.)

Кто хочет еще раз прочитать для всех эти правила?

(Дети читают краткие правила.)

Краткие правила

1. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь.

2. Не хочу попасть в беду –

Антивирус заведу!

Всем, кто ходит в интернет,

Пригодится наш совет.

3. Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ

Вас попросит рассказать

Информацию о школе,

О друзьях и телефоне,

Иль к страничке доступ дать –

Мы на это НЕТ ответим,

Будем все держать в секрете!

4. С грубиянами в сети

Разговор не заводи.

Ну и сам не оплошай –

Никого не обижай.

5. Злые люди в Интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

Ты на встречу не иди!

6. Как и всюду на планете

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

7. Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно,

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Ведущий: Посмотрите, что у нас там на пути? Это Игровая площадка.

Игра «Вирусы»

Цель игры: эмоциональная разрядка, снятие напряжения.

Вспомогательные материалы: Листы А4 двух цветов и лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы, снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные». Ведущий засекает 10секунд и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.

Ведущий: Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вамнужно разбиться на 2 команды. Но сначала из листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежкабелого и черного цвета. Черные снежки – «опасные», а белые – «безопасные». По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидать противоположнуюкоманду снежками.

Также задача каждой команды – успеть откидывать все черные снежки и сохранять у себя белые.

Ведущий: С игровой площадки мы попали в Царство Доброго Интернета. Не забудьте, что главное правило в этом царстве – это правило 20 минут в день!!! Как вы думаете почему?

(Выслушиваются ответы детей).

Ведущий: Вы ответили правильно. Чтобы сохранить здоровье, ребятам вашего возраста можно находиться за компьютером 20 минут в день.

Сейчас мы с вами познакомимся с замечательным детским сайтом ТВИДИ (www.tvidi.ru/)

Дети распределяются по парам, учитель показывает, как набрать в адресной строке адрес. Дети заходят на сайт и знакомятся с ним.

Демонстрируется слайд с Интернешкой и Митясиком, которыепрощаются с детьми.

Ведущий: Настало время прощаться! Сегодня вы узнали основныеправила поведения в Интернете! Надеюсь, вы запомните их!

Мы сегодня с вами хорошо поработали! Для того чтобы вы лучше запомнили правила, я подарю вам листовки с ними. Давайте похлопаемдруг другу!

 

Литература:

Полезный и безопасный интернет: правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста : метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48 с.

Самооценка проведенного занятия

В мероприятии участвовали ученики 1-4 классов (14 человек/100%)

Все ли дети участвовали в дискуссии? Все дети активно участвовали в игре.

-Если нет, то почему?На поставленные вопросы отвечали не все дети, т.к. не у всех детей есть компьютеры и интернет. А так же есть дети, которые не имеют самостоятельного доступа к интернету (строгий родительский контроль)

Смогли ли вы ответить на все вопросы детей?На все поставленные детьми вопросы ответили.

Если нет, то к каким вопросам вы оказались неподготовлены?________

Уложились ли вы отведенное время?Времени на проведение игры хватило (45 минут)

Если нет, то что вам помешало?__________________________________

Как вы оцениваете проведенное занятие по пятибалльной системе - 5

Какие выводы и рекомендации вы можете дать по проведению занятия – учащимся 1-2 классов (возможно) ещё не стоит говорить на эту тему, т.к. они не пользуются интернетом и компьютером. Им сложно воспринимать данную тему.

Удалось ли решить поставленныезадачи?Все поставленные задачи в ходе мероприятия были решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Полезные ссылки

www.saferunet.ru/ruaoi/ На сайте «Центр безопасного интернета в России» пользователи разной возрастной категории (дети, подростки, взрослые) смогут найти для себя полезную информацию по теме «Как быть безопасными в Интернете». Данный сайт рекомендован Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

saferunet.org/post/hot_line.phpnedopusti.ru/hotline/illegal/ Круглосуточная «Горячая линия» Центра безопасного интернета в России содействует удалению нежелательного контента из интернета. «Горячая линия» принимает сообщения по следующим категориям противоправного контента: сексуальная эксплуатация несовершеннолетних; вовлечение детей в сексуальную деятельность (grooming); расизм, национализм, иные формы ксенофобии; киберунижение и кибертравля; сцены насилия над детьми; пропаганда и распространение наркотиков; пропаганда и публичное оправдание терроризма.

www.microsoft.com/ru-ru/security/ family-safety/default.aspx#Использование-Интернета Материалы Корпорации Microsoft «Семейная безопасность». Соблюдение правил поведения в цифровом пространстве является очень важным для сохранения личной безопасности и безопасности вашей семьи в Интернете.

detionline.com/ Дети России онлайн: сделаем Интернет безопаснее вместе. Фонд Развития Интернет представляет свои главные проекты, посвященные вопросам социализации детей и подростков, и проблемам их безопасности в современной информационной среде:

detionline.com/helpline/ Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи.

detionline.com/journal/ Журнал «Дети в информационном обществе» — ежеквартальный научно-публицистический журнал, посвященный актуальным вопросам влияния современных инфокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающих поколений.

detionline.com/mts/ Образовательно-выставочный проект «Дети в Интернете» – мероприятия, объединяющие в себе интерактивные выставки и серии обучающих уроков для младших школьников.

http://i-deti.org/ Сайт "Безопасный Интернет для детей": законодательство в сфере информационной безопасности в сети интернет; советы, мнения экспертов на тему пребывания юных пользователей в просторах глобальной сети; международный опыт в области повышения безопасности нахождения детей в сети Интернет.

http://i-deti.org/comic/ Комиксы «Приключение Степы в Интернете».

http://i-deti.org/video/ Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.

Детям до 10 лет

www.tvidi.ru/ch/main/safe.aspx Детский сайт Твиди. Онлайн игры о правилах безопасного поведения в сети Интернет.

http://www.youtube.com/watch?v=FKHMu9Ckqds Интернет-безопасность (урок для школьников 1-4 классов)

http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html  Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.

content-filtering.ru/children/preschool/ Подсказки и советы, которые помогут детям пользоваться Интернетом безопасно.

www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов.

 

Детям от 11 до 14 лет

www.detionline.ru/docs/Brochure_childrens_panda.pdf Ребенок в сети. Брошюра для школьников «Твоя безопасность в Интернете».

www.detionline.ru/docs/02PPT_for_speeches.ppt Презентация о безопасном использовании сети Интернет для школьников.

content-filtering.ru/children/secondaryschool/ Практические советы и рекомендации, которые помогут школьникам быть осторожным при использовании Интернета.

Интерактивные онлайн-курсы по интернет-безопасности Корпорации Microsoft, созданные в рамках глобальных инициатив Microsoft «Безопасность детей в Интернете» и «Партнерство в образовании»:

www.onlandia.by/ryhma_rooma.html Римская группа – в рассказе рассматриваются вопросы авторского права, защиты компьютера и значение паролей.

www.onlandia.by/solmuja_ja_sattumuksia.html Конфликты и происшествия – короткие рассказы, в которых рассматриваются вопросы достоверности информации в Интернете, ответственности, связанной с публикаций фотографий и текстов, а также вопросы знакомства с пользователями в сети Интернет.

http://podrostok.edu.yar.ru/safety/links.html  Интернет-проект для несовершеннолетних «Подросток и закон»

«БезопасныйИнтернет» (http://www.saferinternet.ru),

«Безопасность. Правила безопасности в повседневной жизни» (http://sos-ru.info),

«Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (http://schoolsectorp.wordpress.com

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкетирование

Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков разрабатываются анкеты. Примерные формы анкет:

Анкета №1 «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1. Свои увлечения.

2. Свой псевдоним.

3. Домашний адрес.

2. Чем опасны социальные сети?

1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях.

2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан.

3. Все вышеперечисленное верно.

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следуетпоступить?

1. Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия.

2. Пойти на встречу одному.

3. Пригласить с собой друга.

4. Что в Интернете запрещено законом?

1. Размещать информацию о себе.

2. Размещать информацию других без их согласия.

3. Копировать файлы для личного использования.

5. Действуют ли правила этикета в Интернете?

1. Интернет - пространство свободное от правил.

2. В особых случаях.

3. Да, как и в реальной жизни.

 

Анкета №2 «Осторожно, вирус!»

1. Что является основным каналом распространения компьютерных вирусов?

А. Веб-страницы.

Б. Электронная почта.

В. Флеш-накопители (флешки).

2. Для предотвращения заражения компьютера вирусами следует:

А. Не пользоваться Интернетом.

Б. Устанавливать и обновлять антивирусные средства.

В. Не чихать и не кашлять рядом с компьютером.

3. Если вирус обнаружен, следует:

А. Удалить его и предотвратить дальнейшее заражение.

Б. Установить какую разновидность имеет вирус.

В. Выяснить как он попал на компьютер.

4. Что не дает хакерам проникать в компьютер и просматривать файлы и документы:

А. Применение брандмауэра.

Б. Обновления операционной системы.

В. Антивирусная программа.

5. Какое незаконное действие преследуется в России согласно Уголовному Кодексу РФ?

А. Уничтожение компьютерных вирусов.

Б. Создание и распространение компьютерных вирусов и вредоносных Программ.

В. Установка программного обеспечения для защиты компьютера.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Проведение бесед на тему «Безопасный Интернет»

Примерные темы бесед для учащихся 1-11 классов:

- «Интернет среди нас»;

- «Я и мои виртуальные друзья»;

- «Интернет в моей семье»;

- «Мой Интернет»;

- «Интернет и природа»;

- «Мой социум в Интернете»;

- «Интернет и моя будущая профессия»;

- «Интернет и мое здоровье» и т.д.

 

При проведении беседы для учащихся начальных классов рекомендуется использовать материалы, размещенные:

ü на сайте интерактивного курса по Интернет-безопасности(http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm) в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 7-10 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 7-10 лет);

ü насайте(http://content-filtering.ru/aboutus/)Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юнымпользователям» - «Дошкольники и младшие классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет;

ü на сайте http://stopfraud.megafon.ru/ федерального проекта по борьбе смобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Видымошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;

ü на портале «Безопасный интернет»(http://www.saferinternet.ru/) законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет».

ü В качестве видео заставки для беседы можно использоватьhttp://www.youtube.com/watch?v=789j0eDglZQ мультфильм «Безопасный интернет - детям!», который разработала студия Mozga.ru.

Проведение компьютерной игры для младших школьников

Учащимся 2-4 классов можно предложить компьютерную игру о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНет Лес»(http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), где в игровой формепоказано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендации для родителей детей различныхвозрастных категорий

Возраст от 7 до 8 лет

Находясь в Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты,а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получилбы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможетеувидеть во временных файлах Интернет(папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\TemporaryInternet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль,однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает ихребенок.

Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могутзаходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

По поводу использования электронной почты рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможеттакое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии7.0 со встроенным родительским контролем.

 

Советы по безопасности в сети Интернет

ü Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

ü Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

ü Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам этохочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегдаготовы ему помочь.

ü Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которыевы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать,мы поговорим позднее.

ü Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общейкомнате под присмотром родителей.

ü Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSNKidsSearch(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).

ü Используйте средства блокирования нежелательного контента какдополнение к стандартному Родительскому контролю.

ü Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детямиметь собственные адреса.

ü Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками спомощью соответствующего ПО.

ü Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

ü Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

ü Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова илифразы.

ü Подробнее о таких фильтрахhttp://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx

ü Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

ü В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вноситетолько сайты с хорошей репутацией.

ü Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

ü Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернетедети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

ü Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомнитедетям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своихугрозах или тревогах.

ü Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности в этом возрасте

ü Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

ü Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

ü Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам этохочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегдаготовы ему помочь.

ü Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общейкомнате под присмотром родителей.

ü Используйте средства блокирования нежелательного контента какдополнение к стандартному Родительскому контролю.

ü Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.

ü Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречис друзьями по Интернету.

ü Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

ü Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации наконкурсы в Интернете.

ü Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения.

ü Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другоенежелательное программное обеспечение.

ü Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работына компьютере.

ü Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомнитедетям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своихугрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз вподобных случаях.

ü Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своейэлектронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

ü Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Возраст от 13 до 17 лет

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете.

Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете.

Советы по безопасности в этом возрасте

ü В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины,пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрастебольше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитаютобщаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

ü Что посоветовать в этом возрасте?

ü Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажитесписок запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

ü Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться вобщей комнате.

ü Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том,чем они заняты, таким образом, будто речь идет о друзьях в реальнойжизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться,что эти люди им знакомы.

ü Используйте средства блокирования нежелательного контента какдополнение к стандартному Родительскому контролю.

ü Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйтеиспользование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети необщались в приватном режиме.

ü Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

ü Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации наконкурсы в Интернете.

ü Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения.

ü Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другоенежелательное программное обеспечение. Приучите вашего ребенкасообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

ü Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать вИнтернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

ü Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

ü Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть дляхулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

ü Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет

 

 

В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был  Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста  – прекрасная  Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь - имя своё забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. 

 

Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в обьятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!» 

 

Учитель Нагорнова Ю.А.