• +7 (47376) 4-42-69
Поворино, Народная ул, 64
Обеспечение доступности для инвалидов общего образования с применением дистанционных образовательных технологий
22 Сентября 2020 в 06:38
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее-Закон) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также устанавливает
особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.
Согласно статье 2 Закона обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-
педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Статьей 79 Закона закреплено право детей с ОВЗ на получение образования по адаптированным
основным образовательным программам, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
Образование обучающихся с ОВЗ или инвалидностью осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по общим образовательным программам и(или)
адаптированным основным общеобразовательным программам, где создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного
и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Особый интерес при организации обучения детей с ОВЗ представляет Статья 15 Закона «Сетевая
форма реализации образовательных программ».
Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает
возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а при необходимости с
использованием ресурсов иных организаций обладающих ресурсами, необходимыми для
осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления
иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной
программой.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ должны быть указаны
условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной
программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей
между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем
ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы
посредством сетевой формы.
Среди детей с ОВЗ и инвалидов имеется отдельная группа лиц, которые не могут посещать
образовательное учреждение в силу ограничений по состоянию здоровья, и которая часто лишена
возможности получить качественное образование. Одним из направлений реализации данного
требования является внедрение новых моделей организации образования. Вследствие этого, с
целью реализации поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № Пр-988
(пункт «б») Министерством образования и науки РФ совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти осуществлялась подготовка предложений по
организации дистанционного образования детей-инвалидов. По результатам проработки данного
вопроса в программу реализации национального проекта «Образование» на 2009–2013 годы
было включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
Основными направлениями деятельности по организации дистанционного обучения являются
создание центра дистанционного образования; подбор и подготовка педагогических работников,
осуществляющих обучение детей-инвалидов; подключение центров дистанционного образования
и мест проживания детей-инвалидов и учителей к сети Интернет; обеспечение участников
комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и
программного обеспечения; оказание информационно-методической поддержки деятельности
(обучающие мероприятия, разработка учебно-методических материалов); обеспечение
технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.
Обязанности по реализации дистанционного образования детей-инвалидов Воронежской
области, обучающихся на дому, возложены на казенное общеобразовательное учреждение для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной
педагогики и дифференцированного обучения» (КОУ ВО «ЦЛПДО»).
Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов в
Воронежской области являются:
добровольность участия в проекте;
обеспечение конституционных прав граждан на получение общедоступного качественного
общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса
и дистанционных образовательных технологий;
обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;
адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и
подготовки детей-инвалидов.
Участниками образовательного процесса, осуществляемого с использованием дистанционных
технологий, являются:
- Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;
-КОУ ВО «ЦЛПДО», уполномоченное департаментом образования, науки и молодежной политики
Воронежской области осуществлять функции по организации дистанционного образования детей-
инвалидов;
- органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Воронежской
области, осуществляющие управление в сфере образования;
- общеобразовательные учреждения, в контингенте которых находятся дети-инвалиды;
- обучающиеся дети-инвалиды, проживающие на территории Воронежской области;
- родители (законные представители) детей-инвалидов.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно.
Детям-инвалидам из числа участников за счет бюджета проекта во временное пользование
предоставляются:
специализированная компьютерная и периферийная техника;
доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством
компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика.
Для обучающихся, испытывающих трудности в движениях, предназначен ряд дополнительных
настроек стандартной клавиатуры или дополнительных программ, обеспечивающих
пользователю возможность создавать и редактировать текст на компьютере. Это специальные
программы, которые позволяют посредством одного пальца совершать операции, требующие при
стандартной клавиатуре использования комбинации клавиш (например, Control, Alt, Shift и т.п.).
Для пользователей с нарушенной координацией движения приобретено специальное
программное обеспечение, клавиатуры со специальными настройками для отключения действия
повторения символа, а также  клавиатуры с увеличенным размером клавиш для тех, кому трудно
попасть на клавиши стандартной клавиатуры или, наоборот, миниатюрные клавиатуры – для лиц с
ограниченным диапазоном движения рук.
Для оказания необходимой помощи детям с ослабленным зрением, помимо увеличения размера
шрифта, большого размера дисплея или альтернативных дисплеев, клавиатуры с брайлевским
шрифтом, тактильных дисплеев для вывода информации, и принтеров, печатающих или
«накалывающих» текст брайлевским шрифтом, используются специальные компьютерные
программы, позволяющие пользователю слышать то, что он не может увидеть на экране.
Обучение детей-инвалидов осуществляется сетевыми преподавателями, обладающими знаниями
в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов, методик и технологий
организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах.
Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием
дистанционных образовательных технологий педагогам-кураторам и сетевым преподавателям
обеспечено предварительное прохождение курсов повышения квалификации, предоставляется
авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством
компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами педагога-
предметника. Рабочие места учителей оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются
доступом в Интернет в образовательном учреждении.
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая
объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с
использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного
взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании
рекомендаций специалистов.
Общеобразовательное учреждение, в контингенте которого находятся дети-инвалиды:
- организует работу педагогов, осуществляющих образовательный процесс, в соответствии с
индивидуальным учебным планом надомного обучения;
- осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по
вопросам реализации индивидуального учебного плана и организации дистанционного
образования;
- осуществляет учет детей-инвалидов, которым не противопоказано по медицинским показаниям
дистанционное обучение, готовит предложения для включения детей-инвалидов в
дистанционное образование;
- ежегодно совместно с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида
разрабатывает, утверждает индивидуальный учебный план обучающегося и согласовывает с ЦДО;
- проводит текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую)
аттестацию обучающегося;
- осуществляет контроль за ходом организации учебного процесса на дому в соответствии с
региональным БУП;
формирует личное дело ученика.
В число участников образовательного процесса, осуществляемого с использованием
дистанционных технологий, могут включаться дети, имеющие инвалидность, обучающиеся на
дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с
компьютером. В данную категорию обучающихся также включаются дети, нуждающиеся в
обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих,
слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-
двигательного аппарата и других).
Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется индивидуально или в малых
группах (до 3-х человек, с учётом технических возможностей). При этом состав обучающихся в
группах варьируется в зависимости от учебного предмета и целей занятий. В целях коррекции
отклонений в развитии обучающихся и оказания специальной психологической помощи ЦДО
организует проведение индивидуальных коррекционных занятий.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: сегодня образование с помощью
информационных компьютерных технологий можно считать тем новым способом передачи
знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации,
воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает
дисциплину интеллектуальной деятельности.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Извлечения)
СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от
27 декабря 2011 г. № 605 (Извлечения положений, которые носят обязательный характер)